На этой неделе мы изучали….
Неделя с 26 по 30 марта
Тема «ЧЕЛОВЕК. Человек и его части"
Неделя с 12 по 16 марта
Неделя с 5 февраля по 11 марта
Тема «Ранняя весна.
Тема «Весна. Природа. Погода»
1. Научить ребенка отвечать на вопросы:
- Какое это время года? – Весна.
- Какое весной солнце? – Теплое, яркое.
- Какой весной снег? – Рыхлый, грязный.
- Что происходит весной со льдом? – Тает.
- Что начинает набухать на деревьях? – Почки.
- Что начинает расти на земле? – Травка.
- Что делают весной птицы? – Прилетают из теплых краев, вьют гнезда, выводят птенцов.
- Что надевают весной люди? – Куртки, шапки, резиновые сапоги.
- Как играют дети весной? – Пускают кораблики
2. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково».
- Ручей, назови ласково …- Ручеек.
солнце – солнышко, льдина - льдинка, лист – листик, трава - травка, птица - птичка, облако – облачко ...
3. Учить ребенка образовывать множественное число существительных. Игра «Один – много».
- Один ручей, а когда много – как говорим? – Ручьи.
почка – почки, лист - листья, льдина - льдины, птица - птицы, облако - облака, сосулька – сосульки ...
4. Учить ребенка подбирать прилагательные к наречиям. Игра «Какая весна?»
- Если весной тепло, то весна (какая?» - Теплая.
холодно – холодная, рано пришла - ранняя, ветрено – ветреная, радостно – радостная, поздно пришла - поздняя, пасмурно - пасмурная, солнечно – солнечная, дождливо - дождливая, шумно – шумная ...
5. Выучить стихотворение.
Выбрались из почек первые листочки.
Радуются солнцу, не поймут со сна:
- Неужели это, неужели лето?
Нет еще не лето, но уже весна.
|
Упражнения по развитию произношения и
обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Логопед: «Сегодня мы с вами прокатимся
на машине и посмотрим, что умеет делать машина, но при этом будем постоянно
следить за правильным
произнесением звука Ш».
произнесением звука Ш».
1. Акустико-артикуляционный
образ звука.
Произнесение изолированного звука Ш с
подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.
Характеристика звука
«Ш». Звук «Ш» - согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.
«Ш». Звук «Ш» - согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.
3.
Развитие фонематического слуха.
Выделение звука Ш в ряду слов. «Хлопни, когда услышишь звук «Ш».
Выделение звука Ш в ряду слов. «Хлопни, когда услышишь звук «Ш».
4. Соотнесение звука с буквой.
Рисование буквы Ш в воздухе, пальчиками
на столе, выкладывание из счетных палочек.
5.
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
—Звуковой анализ и синтез слогов АШ, ША;
графическая запись.
—Звуко-слоговой анализ с графической
записью слова ШУМ, ШУБА, УШИ.
—Составить предложение со словом машина.
Поделить его на слова и записать графическую схему.
Поделить его на слова и записать графическую схему.
IV. Физкультминутка.
Дети сидят на стульчиках и, взяв в руки
«руль»,
медленно вращают его, приговаривая:
медленно вращают его, приговаривая:
Завели машину - Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Накачали шину - Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Улыбнулись веселей,
И поехали скорей.
Обучение грамоте:
Упражнения по развитию произношения и обучению
грамоте.
1. Объявление темы занятия.
Сегодня мы познакомимся со смелой
ласточкой и при этом будем правильно произносить звук J1.
2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Посмотрите в зеркало и запомните, как
работают губы, язык при правильном произнесении звука Л.
Губы улыбаются, старательно удерживают
улыбку; кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочку за верхними
зубами; боковые края языка опускаются (язык принимает форму седла); воздушная
струя проходит по бокам языка; горлышко дрожит.
Звук Л — согласный, твердый, звонкий.
3. Развитие
фонематического слуха. Хлопаем в ладоши, когда слышим звук Л,
все остальные звуки «отталкиваем» от себя.
4. Соотношение звука с
буквой. Букву Л из лыж мы сложим. Палочку на снег положим. А под палочку, пониже,
Мы на снег положим лыжи. Одна лежит все время прямо, Другая клонится упрямо.
5.Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Произношение слоговых рядов: ла-ло-лу-лы,
лы-лу-ла-ло и т.д. Звуковой анализ и синтез слогов. Составление
цветной схемы из фишек.
— Проговаривание названий картинок со звуком
Л, выставленных на доске. Деление слов на слоги. Определение места звука в
слове. Звуковой анализ слов типа «лапа», запись графической
схемы.
Составление предложений со словом «ласточка».
Распространение их глаголами. Деление предложений на слова.
Неделя с 5 по 11 февраля
Неделя с 5 по 11 февраля
Тема "Одежда, Обувь"
1. Объявление темы. Выделение четвертого
лишнего.
Юбка, платье, галоши, рубашка
Выделение первого звука в этом слове. Со
звуком Г мы сегодня познакомимся.
2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произношение изолированного звука Г с
подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.
Характеристика звука Г.
Звук Г — согласный, твердый, звонкий,
заднеязычный, обозначается синим цветом.
Выкладывание буквы Г из счетных палочек.
3.Развитие фонематического слуха. Игра
«Поймай
звук».
звук».
4.Соотношение звука с буквой.
—Игра «Домик». Определение места звука в
словах.
—Работа над деформированной фразой.
Гали, у, зовут, брата, Гога.
Мамы, у, нога, болит.
Гогы, у, книга.
Мамы, у, нога, болит.
Гогы, у, книга.
—Деление предложений на слова.
—Громко, звонко повтори!
—Га-га-га, — гогочет гусь. —
—Я семьей своей горжусь.
На гусыню и гусят
На гусыню и гусят
Все гляжу не нагляжусь.
Не гусь, не галка
Буква Г,
А цапля
Буква Г,
А цапля
На одной ноге. (Е. Тарлапан)
5.Автоматизация звука в слогах, словах,
предложениях и текстах.
—Повторение слоговых рядов вслед за
логопедом.
Га-го-гу-гы Го-гу-га-гэ Гы-гу-го-га и т.д.
Га-го-гу-гы Го-гу-га-гэ Гы-гу-го-га и т.д.
—Игра «Доскажи слово». Добавляй слог ГА.
Вла... кни... тай...
Вла... кни... тай...
Слу...
но... пур...
—Звуковой анализ слова КНИГА с составлением
графической схемы.
—Подбор слова к схеме:
с
|
к
|
с
|
к
|
—Игра «Домик». Определение места звука в
словах.
Неделя с 15 января по
21 января
Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
1. Объявление темы.
Найдите общий звук в словах: баран, бабочка, Буратино. (Б.) С
этим звуком мы сегодня и познакомимся.
2.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение звука Б вслед за логопедом. Характеристика звука. Звук Б —
согласный, твердый, звонкий,губной.
3.
Развитие фонематического слуха. Игра «Доскажи словечко».
За окном шумит баран, Из
карманов у Аркашки
За стеной поет... Вечно сыплются...
За стеной поет... Вечно сыплются...
(баян)
(бумажки)
4. Соотнесение
звука с буквой.
Буква Б проснется рано.
Буква Б — бочонок с краном. (В.
Степанов)
5.
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
—Чтение слогов со звуком Б по слоговой линейке (прямых и обратных).
—Называние картинок, выставленных на доске. Игра «Чего не стало?» Звуковой
анализ слова бок. Составление цветной схемы. Игра «Преврати слово».
Выкладывание из букв разрезной азбуки слов: бык — бок — бук —
бак. Запись слов в тетрадях.
—Работа над деформированной фразой.
Живет, будке, в, собака.
Яблоки, яблоне, на, растут.
Анализ составленных предложений.
Яблоки, яблоне, на, растут.
Анализ составленных предложений.
— Звонко, громко повтори!
Бала-бала-балалайка,
Балалайка поиграй-ка!
Балалайка поиграй-ка!
Бара-бара-барабан,
Барабань-ка, барабан!
Барабань-ка, барабан!
1. Объявление темы
занятия.
Логопед: «Сегодня мы с
вами отправимся в страну Жужжандию, где проживают разные насекомые, а главный
правитель у них — жук. С приходом весны пробуждаются жители этой страны».
2. Акустико-артикуляционный
образ звука.
Логопед: «Проверьте,
правильно ли у вас работают губы, язык. Губы вытяните бубликом, рупором;
кончик языка поднимайте за верхние зубы; боковые края языка прижимайте к
верхним коренным зубам; язык должен принять форму чашечки; превратитесь в жука
и пожужжите так, как на лугу жужжат настоящие жуки. Приложите руку к горлу,
почувствуйте, как работают ваши голосовые связки.
Звук «Ж» — согласный,
твердый, звонкий, шипящий».
3. Развитие
фонематического слуха. Игра «Чудо- дерево».
Украсить дерево
игрушками, в названиях которых имеется соответствующий звук.
4. Связь звука и буквы.
Эта буква широка И
похожа на жука И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.
Маршак)
5. Автоматизация
звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
· Звуковой анализ и
синтез слогов, графическая запись.
· Звуковой анализ с
графической записью.
Упражнения по развитию произношения и
обичению грамоте.
1. Объявление
темы.
Логопед: «Сегодня мы с вами познакомимся
со звуками П, Пь, а также узнаем, как собирают уро-
жай овощей».
жай овощей».
2.
Акустико-артикуляционный образ звуков. Дети хором, а затем индивидуально
(вслед за логопедом) проговаривают звуки П, Пь.
Характеристика звуков. Звук П -
согласный (воздух не выходит свободно, встречает преграду - губы), твердый,
глухой (рука на горлышке - горлышко не дрожит), губной (активно участвуют
губы), обозначается синим цветом.
Звук Пь — мягкий. Это младший «братец»
звука П. Он обозначается зеленым цветом.
4. Развитие фонематического слуха.
Выделение звуков в звуковом ряду. На звук П поднимаем синий флажок. На звук Пь — зеленый.
Выделение звуков в звуковом ряду. На звук П поднимаем синий флажок. На звук Пь — зеленый.
Связь звуков и букв.
Звуки П, Пь живут в одном домике и этот
домик — буква П.
На хоккее, на футболе Буква П — ворота в
поле. (В. Степанов)
Рисование буквы П пальчиком: в воздухе и на столе. Отыскивание в разрезной азбуке.
Рисование буквы П пальчиком: в воздухе и на столе. Отыскивание в разрезной азбуке.
5.
Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Игра
«Наоборот».
па-па-па — пя-пя-пя
по-по-по — пё-пё-пё
пу-пу-пу — пю-пю-пю
пы-пы-пы — пи-пи-пи
по-по-по — пё-пё-пё
пу-пу-пу — пю-пю-пю
пы-пы-пы — пи-пи-пи
— Звуковой анализ слогов
АП, ПА, ПИ.
— Выкладывание звуковых
схем слогов из фишек.
— Назовите картинки,
которые вы видите. Определите, какой звук — П или Пь — присутствует в названии
картинок. Определите место звуков
в этих словах: звук находится в начале слова, в середине слова, в конце слова.
в этих словах: звук находится в начале слова, в середине слова, в конце слова.
— Звуковой анализ слова
СУП. Запись графической схемы слова СУП.
— Чтение текста. Дети
выделяют слова со звуками П, Пь из состава текста. «Однажды Петя и Павел пошли
погулять. Погода была чудесная. Петя пел песни, а Павел ему подпевал. Им было
весело и интересно».
Упражнения по развитию
произношения и обучению грамоте.
1.
Объявление темы.
Сегодня мы с вами побываем в гостях у
перелетных птиц и познакомимся со звуками X, Хь.
2. Акустико-артикуляционный
образ звуков.
Какой звук слышится X или Хь, когда мы
смеем ся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.)
Хоровое и индивидуальное проговаривание
звуков. Характеристика звуков.
Звук X — согласный, твердый (обозначаем
фишкой синего цвета), глухой, заднеязычный.
Звук Хь — согласный мягкий (обозначаем фишкой зеленого цвета), глухой, заднеязычный.
Звук Хь — согласный мягкий (обозначаем фишкой зеленого цвета), глухой, заднеязычный.
3.
Развитие фонематического слуха. Выделение звуков X, Хь в звуковом
ряду. На звук X — хлопаем, на звук Хь — топаем.
4. Связь
звуков и букв.
На ходулях скороход
Собирается в поход.
Выкладывание буквы X из счетных палочек, отыскивание в разрезной азбуке.
5.
Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Игра «Скажи
наоборот».
Ха-ха-ха —
хя-хя-хя
Хо-хо-хо —
хё-хё-хё
Хы-хы-хы —
хи-хи-хи
Хэ-хэ-хэ — хе-хе-хе
—Звуковой анализ слогов
ХА, ХИ. Составление слогов из букв разрезной азбуки—Игра «Посели слово в
замок». Выставляются картинки со звуками X, Хь. Дети определяют, какой именно
звук находится в словах и поселяют картинки в соответствующий замок. (В
зеленом замке живут мягкие звуки, в синем — твердые.)
—Звуковой анализ слов: мох, хек. Составление цветной схемы данных
слов.
—Игра «Слово потерялось».
Утром громко
поют... (петухи) У лисы пушистый... (хвост)
—Деление предложений из предыдущего упражнения на слова, запись графической
схемы.
—Произнесение чистоговорок.
Ха-ха-ха — вкусная уха. Хе-хе-хе —
птичка на ольхе.
Хи-хи-хи — поют петухи. Ох-ох-ох — в лесу растет мох.
Хи-хи-хи — поют петухи. Ох-ох-ох — в лесу растет мох.
Неделя с 11 декабря по 17 декабря
Обучение грамоте:
Упражнения по
развитию произношения и обучению грамоте
1. Объявление темы.
Сегодня на занятии мы вместе с
вами побываем на заячьем празднике под зимней березой и будем
постоянно следить за правильным произношением
звука
звука
Чтение текста. Какой звук чаще встречается?
Задумал заяц познакомить
зверей со своей заячьей семьей: зайчихой и маленькими зайчатами.
Забрался зайка на березовый пенек и зовет: «Звери, звери! Завтра
под березой заячий праздник. Узнаете, как живут зайцы зимой,
чемзанимаются. Зайчиха загадает вам забавные загадки. Не
забудьте, заходите!»
забудьте, заходите!»
2. Акустико-артикуляционный образ звука.
—Губы в улыбке, зубы сближены.
—Кончик языка упирается в нижние зубы.
—По середине языка
идет сильная, холодная, плавная, воздушная струя.
—Голосовые складки работают.
Звук 3 — согласный, твердый, звонкий.
3. Развитие фонематического слуха.
Логопед: «Зайчики
улыбаются, когда слышится звук 3». (На звук «3» дети поднимают
картинки с улыбающейся заячьей мордочкой).
4. Соотношение звука с буквой.
«3» — завиток -~ на завиток
«3» — закрывается замок.
«3» — закрывается замок.
5.
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
—Произнесение слогов типа A3, ЗА.
Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.
—Составление слов с данными слогами.
Деление их на слоги.
—Игра «Слоговой магазин». На картон
наклеены кружки и, в зависимости от их количества, ребенок может «купить» то
слово, в котором количество слогов совпадает с количеством кружков на картоне.
—Определение количества звуков в словах.
Составление звуковых схем слов.
—Составление предложений со
словом заяц. Распространение их определениями. Запись графической
схемы.
А теперь мы отдохнем:
Встанем, спляшем и споем:
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот так попляши (2раза).
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой.
Вот так, вот так топни ножкой (2раза).
- Повторное чтение текста* (с. 20).
- Выделение родственных
слов. Логопед: «У зайчихи все зайчата разбежались и смогут
вернуться к ней только тогда, когда вы вспомните
все слова-родственники к слову «заяц». По мере называния родственных слов в прорези вставляются «зайчата».
все слова-родственники к слову «заяц». По мере называния родственных слов в прорези вставляются «зайчата».
- Игра: «Закончи
строчки» (опора – предметная картинка «заяц»).
Под березой задремал...
Нет забот у...
Загляните под березу к ...
Вы заметите у березы ...
Познакомьтесь с...
Позаботьтесь о....
Нет забот у...
Загляните под березу к ...
Вы заметите у березы ...
Познакомьтесь с...
Позаботьтесь о....
Неделя с 4 по 10
декабря
Развитие речи:
Развитие речи:
Обучение грамоте:
Упражнения по развитию произношения и
обучению грамоте.
1. Объявление темы занятия.
Сегодня мы поговорим о снеге, о
словах-родственниках к слову «снег» и при этом будем правильно произносить звук
С.
2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Проверьте, как у вас работают губы
и язык:
- губы улыбаются;
- кончик языка находится за нижними зубами;
- боковые края языка плотно прижимаются к
верхним коренным зубам;
—передняя часть спинки языка поднимается
к верхним бугорочкам и образует с ними щель;
—по середине языка идёт сильная,
холодная, воздушная струя;
—горлышко молчит. Звук «С» — согласный,
твердый, глухой, свистящий.
3. Развитие фонематического слуха.
Перед детьми выставляется изображение
березы. Детей просят украсить березу картинками, в которых встречается звук С.
4. Соотношение звука с буквой.
«С» — как серп рисуем с вами.
«С» — свернулся сом с усами.
На снегу подковы след.
«С» — сверкает силуэт.
«С» — свернулся сом с усами.
На снегу подковы след.
«С» — сверкает силуэт.
5. Автоматизация звука в слогах, словах,
предложе ниях и текстах.
—Логопед называет первый слог, ребенок
второй.
Добавь слог СА: ли... (са);ро... (са); план... (са).
Добавь слог СЫ: о... (сы); ко... (сы); у... (сы);
Добавь слог СА: ли... (са);ро... (са); план... (са).
Добавь слог СЫ: о... (сы); ко... (сы); у... (сы);
—Звуковой анализ слогов СА, СЫ.
Составление
схем слогов.
схем слогов.
—Дети снимают картинки
с березы. Четко проговаривают их. Делят на слоги. Определяют место звука в
слове.
—Составление предложений
с данными словами. Деление их на слова. Запись графической схемы составленных
предложений.
Неделя с 27 ноября по 3 декабря
Тема недели "Поздняя
осень"
Обучение грамоте:
1.Работа по развитию дыхания и голоса.
Вдох через нос — выдох через рот (3 раза).
Голосовые упражнения: работа над звонкостью
голоса.
голоса.
вдох а
выдох Н-Н-Н-Н-Н-Н
///. Упражнения по развитию произношения
и обучению грамоте.
Объявление темы. Игра «Чего не стало?»
(с девятью картинками).
Не стало: носков, ниток. Выделение начальных звуков в этих
словах. С этими звуками мы сегодня и познакомимся.
2.Акустико-артикуляционный образ звуков.
Произнесение звуков Н, Нь хором, индивидуально. Характеристика звуков:
звук Н — согласный, твердый, звонкий, носовой;
звук Нь — согласный, мягкий, звонкий, носовой.
звук Нь — согласный, мягкий, звонкий, носовой.
3. Развитие
фонематического слуха. Различение звуков Н, Нь в звуковом ряду. На звук
Н — хлопаем, на звук Нь — топаем.
4. Связь
звуков и букв.
Буква Н, сказать всем можно, Очень на кровать похожа.
Отыскивание буквы в разрезных азбуках, печатание в тетрадях.
Отыскивание буквы в разрезных азбуках, печатание в тетрадях.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Скажи наоборот.
На-на-на — ня-ня-ня
Но-но-но — нё-нё-нё
Ну-ну-ну — ню-ню-ню
Ны-ны-ны — ни-ни-ни
Но-но-но — нё-нё-нё
Ну-ну-ну — ню-ню-ню
Ны-ны-ны — ни-ни-ни
—Составление из букв разрезной азбуки
слогов:
НА, НО, НУ, НЫ, НИ. Чтение этих слогов.
НА, НО, НУ, НЫ, НИ. Чтение этих слогов.
—Рассматривание картинок, выставленных
на доске. Игра «Посели слово». Картинки, в названии которых есть звук Н,
«поселяются» в синий замок, а со звуком Нь — в зеленый.
—Звуковой анализ
слова Нина. Выкладывание звуковой схемы слова. Составление
слова Нина из ранее составленных слогов. Какие два слога нужно
соединить, чтобы получилось слово Ни-на?
—Игра «Слово потерялось?»
У Буратино
длинный... (нос).Незнайка побывал на ... (Луне).
—Анализ слов их предыдущего упражнения.
Запись графической схемы этих слов.
—Отгадывание и
заучивание загадки: у кого днем один глаз, а ночью тысячи? (У неба.)
Неделя с 13 ноября по 19
|
Подготовка к обучению
грамоте:
///. Упражнения по развитию произношения
и обучению грамоте.
1.
Объявление темы.
Мы сегодня побываем во фруктовом саду, а
так-же познакомимся со звуками Т, Ть.
2.
Акустико-артикуляционный образ звуков.
Проговаривание звуков Т, Ть хором и
индивидуально.
Звук Т - согласный (не поется), твердый,
глухой (тактильно-вибрационный контроль), переднеязычный (кончик языка
упирается в верхние
зубы). Его младший братец звук Ть — согласный, мягкий, глухой, переднеязычный. Звук Т — обозначаем синим цветом, а звук Ть —
зеленым.
зубы). Его младший братец звук Ть — согласный, мягкий, глухой, переднеязычный. Звук Т — обозначаем синим цветом, а звук Ть —
зеленым.
3.
Развитие фонематического слуха.
Воспроизведение слогового ряда со сменой
ударного слога.
Та-та-та
Тя-тя-тя'
Та-та-та
Тя-тя-тя И т.д.
Связь звуков и буквы.
Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот
домик —
буква Т.
буква Т.
Буква «Т» наверняка,
Тень большого молотка, Буква Т на стол
похожа,
На ноге стоит он тоже.
На ноге стоит он тоже.
Выкладывание буквы Т из счетных палочек.
5.
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
— —
Игра «Закончи слово». Логопед начинает произносить, а ребенок заканчивает слово
слогом ТА или ТЯ
— Лопа .... (та)
Воро... (та)
Ва .... (та) Ви....(тя)
Ка... (тя) Ми...(тя)
Ва .... (та) Ви....(тя)
Ка... (тя) Ми...(тя)
— Звуковой анализ слогов
ТА, ТИ.
— Выкладывание цветной
схемы.
— На доске выставлены
картинки со звуками Т, Ть в начале, середине и конце слова. Дети называют их и
определяют место звуков в словах.
— Звуковой анализ слов:
Том, Тим.
— Выкладывание звуковых
схем из цветных фишек.
— Составление
предложений с предложенными картинками (со звуками Т, Ть), деление предложений
на слова, запись графической схемы.
Развитие речи:
Тема недели "Дикие
животные"
Развитие речи:
Обучение
грамоте:
Упражнения по развитию произношения и
обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Сегодня мы с вами познакомимся со
звуками К, Кь и научимся работать в огороде.
— Акустико-артикуляционный
образ звуков.
Проговаривание звуков К, Кь хором, индивиду ально. Характеристика звуков.
Проговаривание звуков К, Кь хором, индивиду ально. Характеристика звуков.
— Звук К — согласный
(воздух не выходит свободно, встречает преграду), твердый, глухой (тактиль-
но-вибрационный контроль), заднеязычный. Звук Кь — мягкий. Звук К обозначается
синим цветом, а
— звук Кь — зеленым.
3. Связь
звуков и букв.
Буква К — домик для звуков К, Кь.
Два столбика стояли рядом, Вдруг один
переломился,
И к другому прислонился.
И к другому прислонился.
Выкладывание буквы К из ореховых
скорлупок.
4.
Развитие фонематического слуха.
Поднять на звук К синий флажок. На звук
Кь —
зеленый.
зеленый.
5.
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Звуковой анализ
слогов: АК-КА, ИК-КИ.
— Выкладывание звуковых
схем слогов из цветных фишек. (Гласные—красные,согласныетвердые— синие,
согласные мягкие — зеленые.)
— Назвать картинки.
Определить, какой звук встречается: К или Кь. Определить место звука в словах.
— Игра «Домик».
— Звуко-слоговой анализ
слов КОТ, КИТ. Составление графических схем.
— Выделение слов со
звуками К, Кь в тексте.
Котик-кот, иди к доске,
Расскажи о колоске.
Расскажи о колоске.
— Составление
предложений со словами КОТ и КИТ. Определение количества слогов в слове.
— Запись графических
схем слов.
С 30-5 ноября
Неделя с 23 по 29 октября
1. Объявление темы.
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком
Э.
2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Изолированное произношение звука Э —
хором, индивидуально, с подключением орального, тактильно-вибрационного и
акустического контроля.
Характеристика звука.
Характеристика звука.
Звук Э — гласный (воздух выходит
свободно через рот, не встречая преграды), обозначается красным цветом.
3.
Развитие фонематического слуха.
Поднимите красный флажок, когда услышите звук Э.
Поднимите красный флажок, когда услышите звук Э.
4. Связь звука и буквы.
Это — Э
С открытым ртом И большущим
языком. (Г. Юдин)
Отыскивание буквы Э в разрезной азбуке.
Отыскивание буквы Э в разрезной азбуке.
5. Автоматизация звука в слогах.
Звуковой анализ и синтез слогов типа ЭК,
КЭ. Составление их из букв разрезной азбуки, печатание в тетрадях.
6.
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Подберите имена детей, которые
начинаются со звука Э. (Эдик, Эмма, Эля.)
—Назовите картинки, которые выставлены на
доске. Деление на слоги слов сложной слоговой структуры (эскалатор,
эскадрилья, экскаватор, эскадрон, электричество). Запись графической
схемы.
—Звуковой анализ
слова Эдик, составление этого слова из букв разрезной азбуки.
—Составление предложения со
словом Эдик по
предложенной схеме: Эдик видит эскимо .
предложенной схеме: Эдик видит эскимо .
—Составление этого предложения из букв
разрезной азбуки.
—Выделение слов со звуком Э из стихотворения.
Электричество в домах,
Свет горит на этажах,
Экономить надо свет.
Ты запомнил или нет?
Свет горит на этажах,
Экономить надо свет.
Ты запомнил или нет?
Развитие речи:
Неделя с 9 по 15 октября
Тема недели "Фрукты"
|
Подготовка к обучению
грамоте:
Упражнения по развитию произношения и
обучению грамоте.
1.
Объявление темы.
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком
и буквой Ы.
2.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Произношение изолированного звука Ы
хором, индивидуально (вслед за логопедом).
Характеристика звука Ы — гласный,
обозначается фишкой красного цвета, живет в красном замке.
3.
Развитие фонематического слуха. Определение места звука в слове
4. Связь
звуков и букв.
Логопед демонстрирует букву Ы.
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы —
Все мы знать ее должны. (В. Степанов)
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы —
Все мы знать ее должны. (В. Степанов)
Дети находят букву Ы среди других букв
разрезной азбуки.
5.
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Игра «Живые буквы». Произносятся слоги
типа ЫП, ПЫ. После звукового анализа слога ЫП выходят двое детей и выбирают,
какими звуками они будут (например, Катя — звук Ы, а Дима— звук П) и фишки
соответствующих цветов (Катя — красную, Дима — синюю). Остальные дети проверяют
правильность их выбора. То же самое со слогом ПЫ. Составление слогов из букв
разрезной азбуки.
— Придумать слова
со звуком Ы. Рассмотреть картинки, выставленные на доске. Деление слов на
слоги.
Развитие речи:
Неделя с 2 по 8 октября
Тема недели "Овощи"
|
Подготовка к обучению
грамоте:
Упражнения по развитию произношения и
обучению грамоте.
1.
Объявление темы.
Вы узнаете, с каким звуком мы
познакомимся сегодня, если определите 1-й звук в словах: ослик, обруч, осы.
Дети определяют звук О.
2.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Изолированное произношение звука О
(хором,
индивидуально) с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Звук О - гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, поется), обозначается фишкой красного цвета.
индивидуально) с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Звук О - гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, поется), обозначается фишкой красного цвета.
3.
Развитие фонематического слуха.
Логопед произносит ряд звуков и просит
детей поднимать красный флажок, когда они услышат звук О.
4.
Соотношение звука с буквой.
В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква О. (В. Степанов)
Отыскивание буквы О в разрезной азбуке (с опорой на образец).
Ну, совсем как буква О. (В. Степанов)
Отыскивание буквы О в разрезной азбуке (с опорой на образец).
5.
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Звуковой анализ и
синтез слогов типа ОП, ПО.
Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.
Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.
— Назовите одинаковый
звук в словах: дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги. (Звук О в словах
произносится утрированно.)
— Звукослоговой анализ
слов дом, осы с графической записью.
— Закончи предложения (с
опорой на картинки):
Мама открыла все... (окна). По небу плывет
воздушное... (облако). В комнате мяукал...
(кот).
Мама открыла все... (окна). По небу плывет
воздушное... (облако). В комнате мяукал...
(кот).
Развитие речи:
1. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
для челюсти: рот открыть (удерживать под
счет до 10); попеременно открывать и закрыватьрот;
для губ: губы в улыбке - «трубочка»;
для языка: «лопаточка» (удерживать под
счет до Ю).
2. Работа
по развитию речевого дыхания и голоса:
-
постановка нижнедиафрагмального дыхания.
Упражнение выполняется стоя, рука на диафрагме:
Упражнение выполняется стоя, рука на диафрагме:
шумный
выдох стоя голосовые упражнения: изобразить завывание осеннего
ветра: у-у-у-у-у... громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер)
/// Упражнения по развитию произношения
и обучению грамоте.
1.
Объявление темы.
Логопед: «Сегодня мы с вами поговорим об
осени и осенних приметах. А также познакомимся со звуком У, но прежде нам нужно
вспомнить какие
бывают звуки? (Гласные и согласные.) Гласные — это..., согласные — это...»
бывают звуки? (Гласные и согласные.) Гласные — это..., согласные — это...»
2.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Произношение изолированного звука У с подключением артикуляционного, тактильно-вибрационного и акустического контроля детей (губы
— вытянуты трубочкой; язык — за нижними зубами, отодвигается назад).
Произношение изолированного звука У с подключением артикуляционного, тактильно-вибрационного и акустического контроля детей (губы
— вытянуты трубочкой; язык — за нижними зубами, отодвигается назад).
Характеристика звука У. Звук гласный —
воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, обозначается фишкой
красного цвета.
3.
Развитие фонематического слуха.
На доске картинки, детям предлагается
отобрать те, названия которых начинаются со звука У.
4.
Соотношение звука с буквой.
Буква У
Совсем проста
Тянет рожки
Совсем проста
Тянет рожки
Из... хвоста. (Г. Ванюхина)
Логопед предлагает детям найти букву У в разрезной азбуке среди других букв и выложить ее из счетных палочек.
Логопед предлагает детям найти букву У в разрезной азбуке среди других букв и выложить ее из счетных палочек.
5. Автоматизация звука в слогах, словах
и предложениях.
-
Звуковой анализ и синтез слогов типа УТ, УП,УК.
— Выкладывание схемы
слогов из цветных фишек (гласный звук - фишке красного цвета, согласный твердый
звук - фишке синего цвета).
— Звуковой анализ слов
типа СУК с составлением графической схемы.
— Составление простых
предложений со словами, в которых есть звук У,
— Деление одного из
составленных предложений на слова.
Развитие речи:
Неделя с 4 по 10 сентября
Тема недели "Детский сад"
Обучение грамоте:
Работа по развитию речевого дыхания и
голоса.
— Развитие
диафрагмального дыхания.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот).
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
—
Голосовые упражнения:
усиление голоса: беззвучная артикуляция
звука — произнесение шепотом — тихо — громко: А-А-А;
ослабление голоса: громко — тихо —
произнесение шепотом — беззвучная артикуляция: А-А-А.
Упражнения по развитию произношения и
обучению грамоте.
1.
Объявление темы.
Логопед: «Сегодня мы с вами узнаем,
какая бывает осень и познакомимся со звуком А».
2.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Изолированное произношение звука А с
подключением артикуляционного, тактильно-вибрационного и акустического
контроля. Рот широко
открыт. Язык спокойно лежит внизу. Кончик языка за нижними зубами.
открыт. Язык спокойно лежит внизу. Кончик языка за нижними зубами.
Характеристика звука А. Звук А —
гласный, воздух выходит свободно, через рот, не встречая преграды, обозначается
фишкой красного цвета.
3.
Развитие фонематического слуха.
На доске выставлены картинки: дуб, клен,
береза, осина, сосна, каштан. Нужно отобрать те, в которых есть звук А. Звук А
в словах произносится
логопедом утрированно.
логопедом утрированно.
4.
Соотношение звука с буквой.
Буква А, буква А —
Алфавиту голова
Знает Вова,
Знает Света,
Алфавиту голова
Знает Вова,
Знает Света,
А похожа на ракету. (В. Степанов)
Логопед предлагает детям найти букву А в разрезной азбуке среди других букв и нарисовать букву на песке.
Логопед предлагает детям найти букву А в разрезной азбуке среди других букв и нарисовать букву на песке.
5.
Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях.
— Звуковой анализ и
синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.
— Выкладывание
схемы слогов из цветных фишек.
— Звуковой анализ слов
типа МАК.
— Выкладывание звуковой
схемы слова цветными фишками.
— Определение места
звука в слове.
— Составление
предложений, деление на слова, запись графической схемы.
МЫ УЧИМ - ВЫ ПОВТОРЯЕТЕ
Мамы, папы, бабушки и дедушки!
Вашему вниманию предлагаю цикл статей практического характера, написанный в виде домашних заданий, которые помогут вам в развитии речи вашего малыша. Материал адресован, прежде всего, родителям, дети которых имеют речевые проблемы. Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас малыша, сформировать грамматический строй речи, помогут развить связную речь, внимание, вербальную память, мелкую моторику. Но также материал заданий будет, безусловно, полезен и детям, у которых нет проблем в речевом развитии. Занимаясь с ребенком по материалам заданий, вы активизируете и расширите его лексический запас, усовершенствуете грамматический строй речи и разовьете связную речь.
- Мамы, бабушки, папы и дедушки! Настоятельно советую не игнорировать стихотворный материал, предложенный в задания, ведь заучивание стихов прекрасно тренирует память. Но важно соблюдать следующие рекомендации:
- Прочитав малышу стихотворение, объясните значение непонятных слов (словарная работа), если есть возможность, при объяснении используйте иллюстрации, картинки.
- Затем выясните, правильно ли ребенок понял смысл стихотворения (беседа по содержанию). При заучивании следует обращать внимание на соблюдении ребенком норм литературного произношения.
- Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер, материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
- С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 20-25 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 30-35 минут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий