РОДИТЕЛЬСКИЙ УГОЛОК


Родительский уголок


         Уважаемые родители и гости "Солнышка", на этой странице я размещаю консультации для родителей по вопросам речевого развития, а также полезные для Вас видео. Буду рада, если данные советы и рекомендации будут для Вас полезны.
          Можете задавать волнующие Вас вопросы внизу, в комментариях к этой странице. Ознакомиться с материалом консультаций можно по ссылкам.



Уважаемые родители!
Если у вашего ребенка проблемы с речью - это не повод для отчаяния. Это повод для того, чтобы задуматься, как вы можете помочь своему малышу научиться говорить правильно. А для этого нужно знать, что означает то или иное логопедическое заключение; как в домашних условиях организовать весёлые и интересные занятия по исправлению дефектов речи; как правильно разговаривать, играть с ребенком.
Именно эту помощь вы получите на странице "Для вас, родители."


                                     Консультация для родителей                                         
                            
       ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Становление речи у детей проходит определенные стадии развития. Сначала малыш гулит, потом лепечет, затем начинает говорить первые слова после этого предложения и, наконец, фразы. Большая роль в успешном развитии речи принадлежит родителям. Важно разговаривать с малышом, знакомить его с окружающими предметами и явлениями. Таким образом ребенок познает мир и пополняет свой словарный запас.
Однако иногда малыш поздно начинает гулить или лепетать, его речь развивается с запозданием. К сожалению, данная ситуация сейчас не редкость. Родители, обеспокоенные развитием речи ребенка,пытаются решить проблему. Помните, что эффективную помощь могут оказать педиатр, невролог, которые, в свою очередь, назначают медикаментозное лечение и логопед — специалист по работе с нарушениями речи.
Родители, узнав, что у ребенка проблема с речевым развитием, сразу хотят выяснить причины возникновения данных проблем. 
Причины речевых нарушений разнообразны.
Вы можете попробовать сами определить причину дефекта речи вашего ребенка, что, конечно, не отменяет необходимости консультации у специалистов. Вам потребуется помощь логопеда, консультация невролога, а также ортодонта и отоларинголога.
Можно выделить следующие основные причины нарушений развития речи у детей.
Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания.
Как правило, это происходит в семьях, в которых родители не совсем понимают, что малышу нужно ежеминутное общение и что с ним надо заниматься. Родители целыми днями работают, а ребенок при этом оказывается «заброшенным». Это вполне может нарушить развитие речи у дошкольника. В таком случае возникает педагогическая запущенность. Не стоит сразу проецировать эту проблему на себя. Возможно, это не ваш случай. Но тем не менее постарайтесь критически оценить остановку в семье. Если причина только в этом, то у малыша так называемый не осложненный вариант недоразвития речи. Справиться с ним гораздо проще, чем с осложненным.
Осложненной считается задержка речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов.
Это могут быть:
·                     токсикоз во время беременности;
·                     инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой;
·                     несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;
·                     преждевременные или затяжные роды;
·                     кесарево сечение (не стоит его считать безвредным для ребенка);
·                     асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания);
Любая из перечисленных причин может вызвать отклонения в развитии речевых центров, которые находятся в коре головного мозга ребенка. При этом речевое развитие задерживается. Может также снизиться подвижность языка, в результате звукопроизношение будет нечистым, речь будет смазана.
Негативным фактором для развития речи ребенка являются
частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте.
Не последнюю роль в возникновении речевых дефектов играет наследственный фактор, то есть если в семье кто-то имеет проблемы с речью.
Причиной нарушений речи может быть снижение слуха.
Существуют причины, которые вы легко сможете определить сами:
·                     различные врожденные или приобретенные в результате травм расщелины небе, губ, деформация зубов;
·                     неправильный прикус;
·                     короткая подъязычная уздечка.
Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Ребенок не может поднять язык вверх. Следовательно звукопроизношение нарушается.

Если родителям и специалистам удалось рано обнаружить проблему и своевременно оказывать квалифицированную помощь, то её можно значительно уменьшить или даже устранить. Помочь ребенку можно! Для этого с ним надо регулярно заниматься, уделяя особое внимание трудным звукам и просто играя с ним в игры со словами. Помогите ребенку заговорить правильно!























Звуки русского языка


Достаточно часто при обучении дошкольников грамоте приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети знают больше, чем родители. Особенно это касается различения звуков русского языка. Конечно, наши школьные года остались далеко позади, и некоторые знания приходится актуализировать заново. Поэтому, что бы быть ребенку помощником в учении, вспомним некоторые особенности звуков русского языка, которые так необходимы при выполнении звукового анализа слогов и слов.

В русском языке 33 буквы и 42 звука речи, которые делятся на гласные и согласные.
При произнесении гласных звуков голосовые складки вибрируют и воздух свободно проходит через ротовую полость. Поэтому, изучая гласные звуки с детьми, мы обращаем их внимание на то, что произносить эти звуки нам ничего не мешает. Это главное отличие гласных звуков от согласных.





При произнесении согласных звуков в ротовой полости возникают преграды на пути выходящего воздуха в виде тех или иных речевых органов, таких как губы, зубы и язык. Некоторые согласные произносятся с участием голоса и их называют - звонкими, другие произносятся без голоса и их называют - глухими. Отдельного внимания заслуживают, так называемые, парные согласные, когда у звонкого согласного есть пара в виде глухого согласного. Их произношение отличается наличием или отсутствием голоса. В представленной таблице наглядно видно, какие бывают парные звуки по звонкости — глухости.



Последнее различие согласных в их твердости и мягкости. Большинство согласных парные по твердости-мягкости, например, звуки П и ПЬ: ПЫЛ - ПИЛ; однако, есть всегда твердые согласные и всегда мягкие.
Составляя звуко-слоговые схемы слов, мы обозначаем звуки определенным цветом. 

Гласные звуки — КРАСНЫМ
Твердые согласные — СИНИМ
Мягкие согласные — ЗЕЛЕНЫМ 

И ещё одна весьма распространённая родительская ошибка, когда считается, что звуки буква это одно и тоже. На самом деле между ними огромная разница. Так, например, звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. Замечено, что дети эту разницу усваивают достаточно чётко и, как правило, не путают данные понятия.
Желаю успехов!


6 комментариев:

  1. В каком возрасте нужно показывать ребенка логопеду?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, сколько лет вашему ребенку? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопеда, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?».
      Сейчас активно разрабатываются методики ранней (до года) диагностики тяжелых нарушений речи, система помощи детям такого раннего возраста еще недостаточно развита. И все же чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция. Вообщем все индивидуально для каждого ребенка.

      Удалить
    2. Моему ребенку 4,5года, у него есть предпосылки звука "Р", но он не произносит его в самостоятельной речи, как быть, как его активизировать? Остальные звуки произносит верно.

      Удалить
    3. Самый эффективный способ автоматизации - это заучивание чистоговорок, рифмовок и стихов,насыщенных данным звуком.
      Занимайтесь с удовольствием! Результат обязательно будет положительным!

      Удалить
  2. Здравствуйте! Скажите пожалуйста, в чем плюсы посещения логопедической группы?

    ОтветитьУдалить
  3. К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.
    К минусам можно отнести то что, родителям необходимо вместе с ребенком вести тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда.

    ОтветитьУдалить