Родительский уголок
Уважаемые родители и гости "Солнышка", на этой странице я размещаю консультации для родителей по вопросам речевого развития, а также полезные для Вас видео. Буду рада, если данные советы и рекомендации будут для Вас полезны.
Можете задавать волнующие Вас вопросы внизу, в комментариях к этой странице. Ознакомиться с материалом консультаций можно по ссылкам.
Уважаемые родители!
Если у вашего ребенка проблемы с речью - это не повод для отчаяния. Это повод для того, чтобы задуматься, как вы можете помочь своему малышу научиться говорить правильно. А для этого нужно знать, что означает то или иное логопедическое заключение; как в домашних условиях организовать весёлые и интересные занятия по исправлению дефектов речи; как правильно разговаривать, играть с ребенком.
Именно эту помощь вы получите на странице "Для вас, родители."
Если у вашего ребенка проблемы с речью - это не повод для отчаяния. Это повод для того, чтобы задуматься, как вы можете помочь своему малышу научиться говорить правильно. А для этого нужно знать, что означает то или иное логопедическое заключение; как в домашних условиях организовать весёлые и интересные занятия по исправлению дефектов речи; как правильно разговаривать, играть с ребенком.
Именно эту помощь вы получите на странице "Для вас, родители."
Консультация для
родителей
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Становление речи у детей проходит
определенные стадии развития. Сначала малыш гулит, потом лепечет, затем
начинает говорить первые слова после этого предложения и, наконец, фразы. Большая роль
в успешном развитии речи принадлежит родителям. Важно
разговаривать с малышом, знакомить его с окружающими предметами и явлениями.
Таким образом ребенок познает мир и пополняет свой словарный запас.
Однако иногда малыш поздно начинает
гулить или лепетать, его речь развивается с запозданием. К сожалению, данная
ситуация сейчас не редкость. Родители, обеспокоенные развитием речи
ребенка,пытаются решить проблему. Помните, что эффективную
помощь могут оказать педиатр, невролог, которые, в свою очередь, назначают
медикаментозное лечение и логопед — специалист по работе с нарушениями речи.
Родители, узнав, что у ребенка проблема
с речевым развитием, сразу хотят выяснить причины возникновения данных
проблем.
Причины речевых нарушений разнообразны.
Вы можете попробовать сами определить
причину дефекта речи вашего ребенка, что, конечно, не отменяет необходимости
консультации у специалистов. Вам потребуется помощь логопеда, консультация
невролога, а также ортодонта и отоларинголога.
Можно выделить следующие основные
причины нарушений развития речи у детей.
Очень часто ребенку уделяется недостаточно
внимания.
Как правило, это происходит в семьях, в
которых родители не совсем понимают, что малышу нужно ежеминутное общение и что
с ним надо заниматься. Родители целыми днями работают, а ребенок при этом
оказывается «заброшенным». Это вполне может нарушить развитие речи у
дошкольника. В таком случае возникает педагогическая запущенность. Не стоит сразу проецировать эту проблему
на себя. Возможно, это не ваш случай. Но тем не менее постарайтесь критически
оценить остановку в семье. Если причина только в этом, то у малыша так
называемый не осложненный вариант недоразвития
речи. Справиться с ним гораздо проще, чем с осложненным.
Осложненной считается
задержка речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом
негативных факторов в период беременности и родов.
Это могут быть:
·
токсикоз во время беременности;
·
инфекционные заболевания и интоксикации,
перенесенные будущей мамой;
·
несовместимость крови матери и плода по
резус-фактору или групповой принадлежности;
·
преждевременные или затяжные роды;
·
кесарево сечение (не стоит его считать
безвредным для ребенка);
·
асфиксия (недостаточность кислородного
снабжения мозга вследствие нарушения дыхания);
Любая из перечисленных причин может
вызвать отклонения в развитии речевых центров, которые находятся в коре
головного мозга ребенка. При этом речевое развитие задерживается. Может также
снизиться подвижность языка, в результате звукопроизношение будет нечистым,
речь будет смазана.
Негативным фактором для развития речи
ребенка являются
частые болезни, инфекции, травмы,
аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте.
Не последнюю роль в возникновении
речевых дефектов играет наследственный фактор, то есть
если в семье кто-то имеет проблемы с речью.
Причиной нарушений речи может быть снижение
слуха.
Существуют причины, которые вы легко
сможете определить сами:
·
различные врожденные или приобретенные в
результате травм расщелины небе, губ, деформация зубов;
·
неправильный прикус;
·
короткая подъязычная уздечка.
Если уздечка укорочена, движения языка
ограничены. Ребенок не может поднять язык вверх. Следовательно
звукопроизношение нарушается.
Если родителям и специалистам удалось рано обнаружить проблему и
своевременно оказывать квалифицированную помощь, то её можно значительно
уменьшить или даже устранить. Помочь ребенку можно! Для этого с ним надо
регулярно заниматься, уделяя особое внимание трудным звукам и просто играя с
ним в игры со словами. Помогите ребенку заговорить правильно!
Звуки
русского языка
Достаточно часто при обучении дошкольников грамоте приходится сталкиваться
с ситуацией, когда дети знают больше, чем родители. Особенно это касается
различения звуков русского языка. Конечно, наши школьные года остались далеко
позади, и некоторые знания приходится актуализировать заново. Поэтому, что бы
быть ребенку помощником в учении, вспомним некоторые особенности звуков
русского языка, которые так необходимы при выполнении звукового анализа слогов
и слов.
В русском языке 33 буквы и 42 звука речи, которые делятся на
гласные и согласные.
При произнесении гласных звуков голосовые складки вибрируют и
воздух свободно проходит через ротовую полость. Поэтому, изучая гласные звуки с
детьми, мы обращаем их внимание на то, что произносить эти звуки нам ничего не
мешает. Это главное отличие гласных звуков от согласных.
При произнесении согласных звуков в ротовой полости возникают
преграды на пути выходящего воздуха в виде тех или иных речевых органов, таких
как губы, зубы и язык. Некоторые согласные произносятся с участием голоса и их
называют - звонкими, другие произносятся без голоса и их называют - глухими. Отдельного
внимания заслуживают, так называемые, парные согласные, когда у звонкого
согласного есть пара в виде глухого согласного. Их произношение отличается
наличием или отсутствием голоса. В представленной таблице наглядно видно, какие
бывают парные звуки по звонкости — глухости.
Последнее различие согласных в их твердости и мягкости. Большинство
согласных парные по твердости-мягкости, например, звуки П и ПЬ: ПЫЛ - ПИЛ;
однако, есть всегда твердые согласные и всегда мягкие.
Составляя звуко-слоговые схемы слов, мы обозначаем звуки определенным
цветом.
Гласные звуки — КРАСНЫМ
Твердые согласные — СИНИМ
Мягкие согласные — ЗЕЛЕНЫМ
И ещё одна весьма распространённая родительская ошибка, когда считается,
что звуки буква это одно и тоже. На самом деле между ними
огромная разница. Так, например, звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и
читаем. Замечено, что дети эту разницу усваивают достаточно чётко и, как правило,
не путают данные понятия.
Желаю успехов!
В каком возрасте нужно показывать ребенка логопеду?
ОтветитьУдалитьЕлена, сколько лет вашему ребенку? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопеда, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?».
УдалитьСейчас активно разрабатываются методики ранней (до года) диагностики тяжелых нарушений речи, система помощи детям такого раннего возраста еще недостаточно развита. И все же чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция. Вообщем все индивидуально для каждого ребенка.
Моему ребенку 4,5года, у него есть предпосылки звука "Р", но он не произносит его в самостоятельной речи, как быть, как его активизировать? Остальные звуки произносит верно.
УдалитьСамый эффективный способ автоматизации - это заучивание чистоговорок, рифмовок и стихов,насыщенных данным звуком.
УдалитьЗанимайтесь с удовольствием! Результат обязательно будет положительным!
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, в чем плюсы посещения логопедической группы?
ОтветитьУдалитьК плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.
ОтветитьУдалитьК минусам можно отнести то что, родителям необходимо вместе с ребенком вести тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда.