ДЛЯ ПЕДАГОГОВ


Консультация для воспитателей


                         Использование нетрадиционных методов в работе                        с детьми дошкольного возраста

Метод – анималотерапия


          Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.
Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Именно поэтому необходимо использовать в работе нетрадиционные методы. Одним из таких методов является анималотерапия . Как метод коррекции личностной сферы он существует давно и имеет глубокие корни, но на современном этапе развития теории анималотерапии разработок по практическому применению животных на занятиях с детьми мало.
Структура каждого занятия отражает различные коррекционно-развивающие цели:
· совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям;
· развитие активного отношения к жизни;
· отработка механизмов межличностной коммуникации;
· развитие воли и навыков самостоятельности;
· коррекция самооценки;
· отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки;
· снятие психо-мышечного напряжения;
· обучение навыкам саморегуляции;
· развитие эмоциональной сензитивности.
Задачи анималотерапии в работе с дошкольниками:
· раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребёнка,
· коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в поведении.
Как у всякого метода, у анималотерапии есть свой инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.
Функции анималотерапии:
1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом.
2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
3. Реабилитационная функция. Контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром.
4. Функция самореализации. Одной из важнейших потребностей ребёнка является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.
5. Функция общения. Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения.

           Для организации НОД с элементами анималотерапии , важно определиться как и с кем построить занятия:
1. Группа детей. Количество мальчиков и девочек предпочтительно одинаковое, число участников группы в оптимальном варианте 5-7 детей.
2. Индивидуальная работа. Может быть любой ребёнок. Главное выбрать животное или игрушку животного учитывая индивидуальные особенности ребёнка. Чтобы ребенок не мог причинить вреда как себе, так и животному, вел себя адекватно заданной ситуации.
Следующая часть подготовки, это распланировать занятия:
Вводная часть – это могут быть игры, упражнения направленные на положительное отношение к занятию, животному, педагогу, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой.
Релаксационный тренинг – техники, снижающие психо-мышечное напряжение.
Анималотерапевтические техники, игры, упражнения, сказки, инсценировки, связанные с использованием животных или их символов (образов, игрушек).
Заключительная часть – арттерапевтические упражнения (рисунки, танцы, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии.
Прощание – отработка механизмов расставания.Приведённая схема не является жёстко обязательной и в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия может изменяться.
Использование методов анималотерапии в НОД:
· Благотворно влияет на нервную систему: успокаивает, утешает, выравнивает дыхание и сердечный ритм.
· Помогает неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы.
· Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию.
· Дети учатся бережному и аккуратному отношению.


            Метод анималотерапии можно использовать в свободной деятельности или как часть НОД по рисованию, окружающему миру, физкультуры и т.д. В процессе образовательной деятельности , дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия. А так же сами воспитатели могут снять стресс наблюдая например за обитателями аквариума.
Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Именно поэтому необходимо использовать в работе нетрадиционные методы. Одним из таких методов является анималотерапия . Как метод коррекции личностной сферы он существует давно и имеет глубокие корни, но на современном этапе развития теории анималотерапии разработок по практическому применению животных на занятиях с детьми мало. Структура каждого занятия отражает различные коррекционно-развивающие цели:· совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям; · развитие активного отношения к жизни; · отработка механизмов межличностной коммуникации; · развитие воли и навыков самостоятельности;· коррекция самооценки; · отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки; · снятие психо-мышечного напряжения; · обучение навыкам саморегуляции; · развитие эмоциональной сензитивности.Задачи анималотерапии в работе с дошкольниками:· раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребёнка, · коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в поведении.Как у всякого метода, у анималотерапии есть свой инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.Функции анималотерапии:1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом.2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.3. Реабилитационная функция. Контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром.4. Функция самореализации. Одной из важнейших потребностей ребёнка является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.5. Функция общения. Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения.
           Для организации НОД с элементами анималотерапии , важно определиться как и с кем построить занятия:1. Группа детей. Количество мальчиков и девочек предпочтительно одинаковое, число участников группы в оптимальном варианте 5-7 детей.2. Индивидуальная работа. Может быть любой ребёнок. Главное выбрать животное или игрушку животного учитывая индивидуальные особенности ребёнка. Чтобы ребенок не мог причинить вреда как себе, так и животному, вел себя адекватно заданной ситуации.Следующая часть подготовки, это распланировать занятия:Вводная часть – это могут быть игры, упражнения направленные на положительное отношение к занятию, животному, педагогу, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой.Релаксационный тренинг – техники, снижающие психо-мышечное напряжение.Анималотерапевтические техники, игры, упражнения, сказки, инсценировки, связанные с использованием животных или их символов (образов, игрушек).Заключительная часть – арттерапевтические упражнения (рисунки, танцы, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии.Прощание – отработка механизмов расставания.Приведённая схема не является жёстко обязательной и в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия может изменяться.Использование методов анималотерапии в НОД:· Благотворно влияет на нервную систему: успокаивает, утешает, выравнивает дыхание и сердечный ритм. · Помогает неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы. · Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию. · Дети учатся бережному и аккуратному отношению.

            Метод анималотерапии можно использовать в свободной деятельности или как часть НОД по рисованию, окружающему миру, физкультуры и т.д. В процессе образовательной деятельности , дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия. А так же сами воспитатели могут снять стресс наблюдая например за обитателями аквариума.          Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Именно поэтому необходимо использовать в работе нетрадиционные методы. Одним из таких методов является анималотерапия . Как метод коррекции личностной сферы он существует давно и имеет глубокие корни, но на современном этапе развития теории анималотерапии разработок по практическому применению животных на занятиях с детьми мало. Структура каждого занятия отражает различные коррекционно-развивающие цели:·          совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям; ·          развитие активного отношения к жизни; ·          отработка механизмов межличностной коммуникации; ·          развитие воли и навыков самостоятельности;·           коррекция самооценки; ·          отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки; ·          снятие психо-мышечного напряжения; ·          обучение навыкам саморегуляции; ·          развитие эмоциональной сензитивности.           Задачи анималотерапии в работе с дошкольниками:
· раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребёнка, · коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в поведении.Как у всякого метода, у анималотерапии есть свой инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.         Функции анималотерапии:
1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом.2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.3. Реабилитационная функция. Контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром.4. Функция самореализации. Одной из важнейших потребностей ребёнка является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.5. Функция общения. Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения.           Для организации НОД с элементами анималотерапии , важно определиться как и с кем построить занятия:1. Группа детей. Количество мальчиков и девочек предпочтительно одинаковое, число участников группы в оптимальном варианте 5-7 детей.2. Индивидуальная работа. Может быть любой ребёнок. Главное выбрать животное или игрушку животного учитывая индивидуальные особенности ребёнка. Чтобы ребенок не мог причинить вреда как себе, так и животному, вел себя адекватно заданной ситуации.Следующая часть подготовки, это распланировать занятия:Вводная часть – это могут быть игры, упражнения направленные на положительное отношение к занятию, животному, педагогу, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой.Релаксационный тренинг – техники, снижающие психо-мышечное напряжение.Анималотерапевтические техники, игры, упражнения, сказки, инсценировки, связанные с использованием животных или их символов (образов, игрушек).Заключительная часть – арттерапевтические упражнения (рисунки, танцы, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии.Прощание – отработка механизмов расставания.Приведённая схема не является жёстко обязательной и в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия может изменяться.Использование методов анималотерапии в НОД:·          Благотворно влияет на нервную систему: успокаивает, утешает, выравнивает дыхание и сердечный ритм. ·          Помогает неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы. ·         Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию. ·         Дети учатся бережному и аккуратному отношению.
           Метод анималотерапии можно использовать в свободной деятельности или как часть НОД по рисованию, окружающему миру, физкультуры и т.д. В процессе образовательной деятельности , дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия. А так же сами воспитатели могут снять стресс наблюдая например за обитателями аквариума.

2 комментария:

  1. Добрый вечер,коллега,Марина Геннадьевна!С большим удовольствием просмотрела ваши страницы.Очень насыщенный блог!Спасибо за предоставленную информацию.Успехов в работе!

    ОтветитьУдалить